Современное самоназвание: абаза
Численность: около 68 000
Численность в РФ: 43 341 (2010 г.)
Основной регион: Карачаево-Черкесская Республика
Родной язык: абазинский
Религия: ислам суннитского толка
Современное самоназвание: абаза
Численность: около 68 000
Численность в РФ: 43 341 (2010 г.)
Основной регион: Карачаево-Черкесская Республика
Родной язык: абазинский
Религия: ислам суннитского толка
Абазины — один из автохтонных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо-адыгских народов. Принадлежат к понтийскому подтипу европеоидной расы и характеризуются средним ростом, карими глазами, средним волосяным покровом. Историческая древняя родина абазин — территория современной Абхазии.
Говорят на абазинском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Диалекты: ашкаровский, тапантский. Распространены также русский и кабардино-черкесский языки. Письменность на русской графической основе.
Основные занятия — земледелие (зерновые, садоводство, овощеводство), скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот, овцы). Среди промыслов и ремесел распространены обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество.
Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Абазины с большой любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. Строго-настрого запрещается разорять гнёзда ласточек, поскольку такие действия расцениваются как большой грех. Залетевшая в дом ласточка предвещает семье благополучие и счастье, нельзя допускать, чтобы птичка пострадала. Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки, небылицы и сказки о животных. Есть сюжеты, совпадающие с мировыми и общекавказскими. Самый популярный — Нартский эпос.
Наряду с устным народным творчеством большую роль в традиционно-бытовой культуре абазин всегда играл музыкальный и танцевальный фольклор. О разнообразии абазинских музыкальных инструментах сообщали уже письменные источники XIX века. Отмечены «двусторонняя балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка». Среди старинных музыкальных инструментов также: род балалайки (мышIкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудка из оружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхьарчIакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка(зурна) и свирель (ацIарпIына).
Мужской костюм состоял из нательного белья (ц1ахьц1ац1а), верхней одежды, куда входили рубаха (асы) и верхние штаны (айква), бешмет (къапталь) и черкеска (к1вымжвы). Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля. Абазины носили кинжалы типа кама либо бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа, либо килич (турецкая сабля), либо гаддарэ (иранская сабля). Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел.
Комплект женской одежды состоял из нательного белья (ц1ахьц1ац1а), платья (ъахвтан) и верхнего распашного по всей длине платья (шарбал\\бурса ъахвтан). Аналогичное длинное платье у абхазов называлось «абырса цкы». Отделка женского костюма изобиловала аксессуарами в значительной степени больше, чем в черкесском костюме. В результате этого костюм становился тяжелее за счет серебряных украшений — пояс был шире, в большинстве случаев прямой и половинчатый, в форме полумесяца. Ряд нагрудников тянулся до линии талии и по бокам нагрудников, в обязательном порядке, подвешивали позвякивающие «желуди» (от сглаза). Ювелирные изделия абазин делались в основном из серебра. Золото использовалось лишь для позолоты отдельных деталей. Набор украшений строго соответствовал возрастному и семейному положению.
По прическе и головному убору абазинки можно было с уверенностью определить ее возраст, социальное происхождение и семейное положение. Девочкам волосы заплетали в две косы и покрывали голову шелковым платочком (чыльк1ас). По достижению совершеннолетия ей надевали на голову шапку (хьхъылпа — золотая шапка или разныхъылпа — серебряная шапка). Шапки эти известны трех форм. Первая — цилиндрическая с конусообразным верхом. Вторая — цилиндрическая с закругленным верхом. Третья — в форме усеченного конуса. Одну шапку никогда не носили: ее покрывали сверху платком или шарфом, концы которых забрасывались назад за плечи.