Современное самоназвание: aгъулар
Численность: около 35 000
Численность в РФ: 34 160
Основной регион: Дагестан
Родной язык: агульский
Религия: ислам (суннитского толка)
Современное самоназвание: aгъулар
Численность: около 35 000
Численность в РФ: 34 160
Основной регион: Дагестан
Родной язык: агульский
Религия: ислам (суннитского толка)
АГУЛЫ, агул, агулар (самоназвание, "жители Агула"), народ в России, коренное население Дагестана. По данным Переписи населения 2010 года, в России проживает 34160 агулов.
Агулы, как и другие народности лезгинской группы как по языку, так и в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «леков», «албанцев».
По данным переписи населения 2010 года, в России проживает 34160 агулов, из них в Дагестане — 28,1 тыс. (в том числе более 10 тыс. — в Агульском районе), в Ставропольском крае — 1,7 тысяч. Живут в центральной части юго-восточного Дагестана в труднодоступных ущельях Агульского и Курахского районов, а также в городах. Составляют 92,6 % населения Агульского района по переписи 2010 года.
Язык агульский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи.
Традиционные занятия агул - пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й половины 19 века - картофель, морковь, лук, чеснок) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, мулы).
Развиты кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и т.д.), резьба по дереву, камню.
Традиционная социальная организация - сельская община, которая была самостоятельной хозяйственно-территориальной единицей.
Неслыханным с точки зрения морали и не виданным с точки зрения практики, делом считалось, нанесение гостю обиды. Случись такое в жизни — обидчик потерял бы не только уважение в своем обществе, но и стал бы нравственным изгоем для своих соплеменников. В равной степени ответственность в соблюдении не только моральных и нравственных норм, но и общепринятых этических правил требовалось и со стороны самого гостя. Так, например, считалось недопустимым для воспитанного человека ехать верхом в чужом населенном пункте. Это означало бы проявление гордыни. Садиться на лошадь можно было лишь за его пределами.Признаком дурного воспитания считалось также, если гость, проходя мимо людей, не здоровался с ними, хотя бы кивком головы.
Оказавшись в другом обществе, гость в первую очередь навещал своих кунаков, если таковые имелись. Те привязывали его лошадь в специально отведенном месте, и радушно приглашали его в дом. Если в этот момент дома никого не было, гость оставлял свою лошадь там, а затем отправлялся по своим делам. Если в момент приезда гостя в доме не оказалось главы семьи, то до прихода его, побыть с гостем приглашали кого-либо из близких родственников. Могло быть и так, что гость сам отправлялся к ним.
Гостевые обязательства во всей их полноте распространялись не только на членов одной конкретной семьи, но и всего тухума «рода», к которому принадлежала данная семья. Агулы с гостем здоровались дважды – вначале на улице в момент приезда его, а затем и дома, после того, как приехавшего усадят на свое место. В этом случае к нему подходили и здоровались за руку – хулан хвашккелди «домашнее приветствие» все члены семьи, начиная с главы ее, в том числе и женщины. Сразу расспрашивать гостя о цели его приезда, считалось неприличным. Это делалось лишь через три дня. По истечению этого срока его уже условно приравнивали к членам семьи. Если гостью было необходимо решить какие-то вопросы, то члены рода оказывали ему всяческое содействие.
Тухум также был обязан обеспечивать гостю безопасность, пока он находился в их кругу, если даже был преступником. От такого долга они освобождались лишь тогда, когда пришелец оказывался за пределами территорий данного общества. Еще одна характерная черта гостевых традиций агулов заключается в том, что, подружившись однажды, кунаки свою дружбу предавали потомкам, а те – своим. Таких кунаков называли дадарин хIуIлар – «кунаки предков» и соответственно, отношение к ним было особым.