Современное самоназвание: адыгэ
Численность в РФ: 73 184 (2010 г.)
Основной регион: Карачаево-Черкесская Республика
Родной язык: кабардино-черкесский
Религия: ислам суннитского толка
Современное самоназвание: адыгэ
Численность в РФ: 73 184 (2010 г.)
Основной регион: Карачаево-Черкесская Республика
Родной язык: кабардино-черкесский
Религия: ислам суннитского толка
Черкесы — народ группы адыгов в Российской Федерации. В прошлом предков современных черкесов соседние народы называли «кабардинцы», «бесленеевцы» или «адыги». Живут также в странах Ближнего Востока, куда переселились во второй половине XIX века. Здесь под названием «черкесы» часто объединяются выходцы из адыгов и других народов Северного и Западного Кавказа, эмигрировавших после присоединения Кавказа к России.
Язык кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.
Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.
Черкесы были объединены в независимые сельские общины, имевшие свои органы самоуправления (в основном — из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.
Традиционный мужской костюм — черкеска, бешмет, штаны, меховая шапка с суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах — чувяки, ноговицы, у богатых — красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.
Женская одежда в самом полном варианте сложилась в XIX веке. Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до рождения первого ребёнка) носили «золотую шапочку» с высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шёлковый платок; после рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком (концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени особым узлом) и шалью. Современные черкешенки носят национальные платья только по праздникам.
В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты — скрипка, бжамей (свирель), пхарчач (ударный инструмент), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века у русских была заимствована гармоника, на ней играют главным образом женщины, на остальных инструментах — мужчины.