Современное самоназвание: лак
Численность: около 200 000
Численность в РФ: 161 300 (2010 г.)
Основной регион: Дагестан
Родной язык: лакский
Религия: ислам суннитского толка
Современное самоназвание: лак
Численность: около 200 000
Численность в РФ: 161 300 (2010 г.)
Основной регион: Дагестан
Родной язык: лакский
Религия: ислам суннитского толка
Лакцы — коренной народ Северного Кавказа. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского и Кулинского районов.
Говорят на лакском языке, входящий в нахско-дагестанскую группу языков. Распадается на пять основных диалектов: кумухский (с. Кумух и ряд ближайших к нему сёл), вицхинский, вихлинский (аул Вихли и ряд смежных поселений в юго-восточной части Лакского района), аштикулинский и балхарский (аул Балхар и смежные с ним два аула Цали-Кан и Кули, а также население Улучара Акушинского района). Письменность с XV века на основе арабской графики, с 1928 года — латинской, с 1938 года — на основе кириллицы.
Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы.
Традиционные домашние промыслы и ремёсла — сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (село Кумух), гончарство (село Балхар), золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра), обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума — кондитерами, село Цовкра — акробатами и т. д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х гг. — фигурки, игрушки).
Основа традиционной социальной организации — сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь.
Мужская традиционная одежда — туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская — туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце XIX века появились платья — распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь — кожаная и войлочная. Головные уборы — наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин — традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.
Обрядовая поэзия: песни вызывания дождя (Земире, Суткъатун), солнца (гюн чыкъ), сбора урожая (Гюдюрбай), Навруза; свадебная (той) и похоронная поэзия (яслар, ваяхлар). Эпическая поэзия состоит из героического эпоса (в частности, о нартах), героико-исторических и исторических песен; народная проза — из сказок, легенд, преданий, анекдотов и др. ; афористические жанры — из пословиц, поговорок и загадок. Большого развития получили музыкальный фольклор, хореография (вид «лезгинки»), а также народные игры и т. д.