Современное самоназвание: мых адбыр, мюхадар
Численность: от 36 400 чел. до 55 000 чел.
Численность в РФ: 35 240 (2010 г.)
Основной регион: Дагестан
Родной язык: рутульский
Религия: ислам суннитского толка
Современное самоназвание: мых адбыр, мюхадар
Численность: от 36 400 чел. до 55 000 чел.
Численность в РФ: 35 240 (2010 г.)
Основной регион: Дагестан
Родной язык: рутульский
Религия: ислам суннитского толка
Рутульцы — народ в РФ, коренное население Дагестана (Рутульский, Ахтынский, Бабаюртовский и Кизлярский районы), а также Северного Азербайджана (Шекинский, Гахский районы). По материальной и духовной культуре рутульцы близки к лезгинам и другим народам верхнего течения реки Самур. Предки рутульцев исторически входили в состав государственного объединения — Кавказскую Албанию и были известны под именем албаны.
Говорят на рутульском (или мухадском) языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский. Разрабатывается письменность на русской графической основе.
Основные занятия — животноводство (разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры — яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень, просо, полба. Традиционные домашние промыслы — сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и др.
Преобладающей формой семьи у рутульцев была малая, хотя в XIX — начале XX вв. сохранялись отдельные большие неразделённые отцовские семьи. Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и т. д.
Селения строились в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности возводились крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни. Типы жилища: наиболее ранний — одноэтажный или приподнятый на высоких каменных столбах однокомнатный дом, стоящий отдельно от хозяйственных построек; двухэтажный без двора и надворных построек; одноэтажный или двухэтажный дом с небольшим открытым двором, где имеются хозяйственные и подсобные помещения.
Традиционная одежда однотипна с одеждой других народов лезгинской группы. Одежда мужчин: туникообразного покроя рубаха (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор — папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь — вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда — распашной длинный халат — валжаг; в пограничных с Азербайджаном селениях — короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор — мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь — вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде значительное место занимали серебряные украшения.
Среди национальных праздников самый большой годовой праздник — эр; знаменовал начало весны и календарного года. Театрализованным маскарадным представлением завершался сельский праздник в конце зимы. У рутульцев развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, ашугская поэзия.
У рутульцев развиты различные жанры фольклора: пословицы, поговорки, сказки, легенды, обрядовые песни, ашугская поэзия. Рутульские поэты и певцы известны своим творчеством далеко за пределами Рутульского района.