Современное самоназвание: табасаранар
Численность: около 150 000
Численность в РФ: 146 360 (2010 г.)
Основной регион: Дагестан
Родной язык: табасаранский
Религия: ислам суннитского толка
Современное самоназвание: табасаранар
Численность: около 150 000
Численность в РФ: 146 360 (2010 г.)
Основной регион: Дагестан
Родной язык: табасаранский
Религия: ислам суннитского толка
Табасараны - один из народов Дагестана, основной территорией расселения которого является юго-восточный склон Большого кавказского хребта. Большая часть табасаранцев проживает в Табасаранском (бассейн реки Рубас), Хивском (бассейн реки Чирагчай) и Дербентском районах Дагестана, городское население сосредоточено главным образом в Дербенте, городах Дагестанские Огни, Каспийск и Махачкала. Небольшое число табасаранцев имеется во всех регионах Северного Кавказа. В местах компактного проживания табасаранцы соседствуют с даргинцами на севере и северо-западе, агулами на юго-западе, лезгинами на юге, азербайджанцами на востоке.
Табасаранцы, как и другие народности лезгинской языковой группы как по языку, так и в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «албанцев».
Табасаранский язык относят к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи языков. Литературный табасаранский язык сформировался на основе нитрикского говора южного диалекта. Наиболее близкий к табасаранскому — агульский язык.
Табасаранский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира[39]. В современном табасаранском языке различают три диалекта: нитрихский, сувакский, галинский (этегский), каждый из которых объединяет группу говоров. В основу литературного табасаранского языка положена фонетическая и грамматическая система нитрихского диалекта.
Основные занятия Табасаран - земледелие (зерновые - пшеница, ячмень, рожь, просо, полба, кукуруза; бобовые - горох; огородные и бахчевые культуры, садоводство, виноградарство) и скотоводство (в Нижнем предгорье - преимущественно выгонно-стойловое с преобладанием крупного рогатого скота - коровы, быки, буйволы; в Верхнем предгорье - отгонное, главным образом овцы).
Традиционные жилища каменные, чаще двухэтажные с жилыми комнатами на втором этаже, большими лоджиями или галереей на аркаде или навесными балконами, объединялись с хозяйственными помещениями в один комплекс. Дома Г-образные, П-образные и квадратные в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком. Многие дома имели опорный центральный столб «мурхвал», часто украшенный резьбой.
Общественная жизнь табасаранов регулировалась феодально-патриархальными институтами. Семейные обряды во многом близки обрядам других народов Дагестана. Широко распространены обычаи гостеприимства и уважения старших. Свадьбе предшествовали сватовство и сговор (существовал и обычай обручения малолетних), в ней принимали участие родственники и односельчане, сопровождалась танцами, песнями и скачками.
Некогда у табасаран были развиты ковроткачество, обработка дерева, гончарство, узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное дело, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти, выделка кожи, изготовление узорчатых носков. Ныне из ремесел сохраняются производство ковров и ковровых изделий, деревянной утвари.
Традиционный мужской костюм общедагестанского типа — нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь — низкая кожаная — дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды являлись пояс с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри.
Традиционный женский костюм — туникообразное платье, шаровары, головной убор — чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение — передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застёжки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь — кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом. Традиционный костюм почти вытеснен современной одеждой.
Родственные группы у табасаран обозначаются терминами тухум, насил, джинс, къам, мерасар. Наиболее употребляемое из них — тухум. Джамаат состоял из нескольких тухумов. Каждый тухум когда-то имел закреплённые за собой пахотные земли, лес, сенокосные и пастбищные участки, мельницы, загоны для скота. В традиционном общественном быту табасаран стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести; существовали различные формы искусственного родства — побратимство.
Счёт родства ведётся по отцовской и материнской линиям. В XIX веке преобладала малая семья, но до начала XX века распространены неразделённые семьи, состоявшие из трёх, а иногда и более поколений и включавшие в свой состав несколько брачных пар. Непременное условие внутрисемейных отношений — заботливое, уважительное отношение к женщине (жене, матери, сестре, дочери).
Высокого уровня достигло искусство художественной обработки дерева, в том числе орнаментированная резьба. Достаточно полно представлены различные жанры фольклора (легенды, предания, мифы, исторические сказания, притчи, сказки — волшебные, бытовые, обрядовые и внеобрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор). Из народных праздников наиболее древний — «эбелцен» (праздник весны). Табасараны создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудук, свирель, бубен. Традиционная культура испытала влияние культуры азербайджанцев и лезгин.